Апрель
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24  
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  






В новом рейтинге Doing Business Россия одновременно поднялась и упала на 40-е место

При первом взгляде на рейтинг Doing Business – 2017 (составляется группой Всемирного банка) Россия поднялась в нем, и сразу на 11 ступеней – с 51-го на 40-е место среди 190 стран. Но картина меняется, если сделать поправку на изменение методики. Прошлогодний результат, пересчитанный по новой методике, оказался бы гораздо лучше – 36-е место, а значит, страна не поднялась, а даже упала на четыре позиции.

На место в рейтинге теперь влияет не только итоговый балл (рассчитывается по 10 индикаторам), но и то, насколько активно страна проводит реформы. Два индикатора теперь учитывают новые показатели (см. врез).

Новое в рейтинге

В рейтинге-2017 была расширена оценка двух из 10 основных критериев. Индикатор «уплата налогов» теперь учитывает возмещение НДС и корректировку деклараций по налогу на прибыль, когда компания обнаружила ошибку и добровольно уведомила об этом налоговиков. В 74 странах даже после немедленного уведомления об ошибке налоговики проведут повторную проверку, в 38 странах только запросят уточненную декларацию, а в странах ОЭСР – просто поправят данные. А при расчете оценки за исполнение госконтрактов теперь учитываются доступ к госзаказу и его прозрачность, конкурсное обеспечение, задержки в оплате, доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам, а также обжалование результатов конкурса.

Почему не выросли

Подняться выше в рейтинге России помешал недостаток реформ. Всего согласно рейтингу в 2016 г. (исследование проводится с середины предыдущего года) 137 стран провели 283 реформы в сфере регулирования – на 20% больше, чем в 2015 г. В России исследователи обнаружили одну такую положительную реформу – упрощение процедуры получения разрешения на строительство.

Год назад Россия входила в первую пятерку стран по числу реформ, проведя их в пяти из 10 оцениваемых сфер. Теперь из-за недостатка реформ место страны в рейтинге ухудшилось, объясняет его соавтор Валентина Салтане, другие страны за это время провели реформ больше – по сравнению с ними Россия, естественно, съехала вниз. Например, Казахстан за 2016 г. провел семь реформ по упрощению ведения бизнеса.

Конкурентоспособность России почти не растет

Страну подвели показатели по макроэкономике в рейтинге Всемирного экономического форума

«В этом году акцент был сделан не на дорожных картах, а на правоприменении, и с Всемирным банком мы об этом говорили, что и отразилось в рейтинге», – объясняет замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Многие реформы Всемирный банк решил посчитать задним числом, повысив Россию в рейтинге в прошлом году, объясняет другой федеральный чиновник. Почему изменение методики привело к снижению в рейтинге по сравнению с прошлым годом, до конца непонятно, говорит он, но главное, что Россия заняла 40-е место за счет правоприменения.

Сильные и слабые стороны

Наибольший прогресс у России – в упрощении международной торговли (оценивается простота и скорость процедуры растаможивания). Страна перемахнула сразу через 30 ступеней, поднявшись до 140-го места (с учетом обновления методики была бы в прошлом рейтинге на 138-м месте, а не на 170-м). Всемирному банку понравилось, в каком направлении движется таможенное регулирование, объясняет федеральный чиновник: выросли за счет электронного декларирования, оптимизации процедур на местах, чтобы издержки на перемещение контейнеров стали ниже. За год таможенный контроль для российских экспортеров сильно подешевел – с $1125 до $765, указывают авторы рейтинга, импортеры же платят по-прежнему $1125. В 5 раз меньше денег и вдвое меньше времени экспортеры тратят на проверку документов – $92 и чуть больше суток соответственно. Для импортеров сроки остались прежними, но снизилась стоимость проверки – с $500 до $152. Изменения произошли не за счет каких-то реформ, говорит чиновник, а благодаря управленческим решениям. «Пока это только начало, и в следующем году ждем сильный скачок в рейтинге по этому направлению», – обещает он.

Проще – справедливее

Качество регулирования важно не только для привлечения инвесторов, но и для улучшения жизни населения, указывают авторы рейтинга. Прозрачное регулирование помогает людям с низкими доходами открыть свой бизнес, не тратясь на консультантов. В странах, где вести бизнес проще, предприниматели открывают мелкие компании, даже не имея больших заработков. А неравенство в доходах в таких странах сокращается быстрее. Например, Руанда (56-е место в рейтинге) за 2005–2016 гг. провела 47 реформ, с тех пор доход на душу населения вырос больше чем в 2 раза – с $700 до $1800 в 2015 г.

Сильные стороны России прежние – простота регистрации собственности (9-е место) и бизнеса (26-е). По другому традиционно сильному показателю – обеспечение исполнения госконтрактов – положение в рейтинге ухудшилось: Россия опустилась на семь позиций до 12-го места. Введение досудебного регулирования затянуло процедуру обжалования тендеров, объясняет Салтане. Теперь на разбирательства компании тратят на 30 дней больше – в среднем 337 дней.

Ненадежный рейтинг

Конкретные места в рейтинге не совсем надежные показатели, считает налоговый консультант крупной компании. Например, при оценке процедуры уточнения деклараций по налогу на прибыль авторы в качестве примера используют пересчет амортизации, рассказывает он, но в России это мало кто делает. Чтобы повысить позиции России в разделе «Доступ к кредитам», Минфин чуть не обязал кредиторов автоматически включать в залог доходы, полученные от заложенного имущества. Но на практике это привело бы к ужесточению кредитования, рассказывали банкиры.

В разделе «Защита прав миноритариев» последние годы показатели России росли (в этом рейтинге – на 13 позиций до 53-го места, а в пересчете по новой методологии, наоборот, падение на две позиции, см. таблицу). Но вопрос, насколько рост в рейтинге действительно отражает уровень корпоративного управления, говорит Денис Спирин из Prosperity Capital. С одной стороны, мы принимаем дорожные карты и проекты по улучшению рейтинга, а одновременно вносится законопроект, по которому госкомпании не должны миноритариям направлять оферты, приводит он пример.

Россия входит в новое социально-экономическое состояние

Такая ситуация обещает много сюрпризов, говорят эксперты

Даже ликвидация всех административных барьеров не решает фундаментальных проблем инвестиционного климата, говорит руководитель Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова: отдельные изменения законов не влияют на независимость судов, перестройку отношений бизнеса и правоохранительных органов – этого недостаточно для здорового экономического роста. А вместо ожидаемых реформ часто бизнес сталкивается с ухудшением и без того неблагоприятного делового климата, считает она, а также с усилением участия государства в экономике. Зарегистрировать компанию, может быть, и проще, но дальше ее ждут бесконечные проверки, часто по одним и тем же претензиям, пробюджетный уклон в судах и риск уголовной ответственности, согласен юрист крупной международной компании.

Нельзя сводить все только к оценке России в рейтинге, говорит бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков: он может отражать реальные улучшения в других странах. Кроме того, на него обращает внимание правительство и это мотивирует чиновников принимать системные меры, заключает он.

Инвесторы все равно ориентируются на рейтинг, хотя он и отражает только сам процесс ведения малого и среднего бизнеса, признает Салтане. Большинство инвесторов при принятии решений об инвестициях смотрят не на положение в рейтинге, а на потенциальную доходность вложений, отмечал партнер Goltsblat BLP Олег Хохлов.

Постоянное изменение методологии девальвирует рейтинг, говорит федеральный чиновник, но, как в известной фразе про демократию, «она может быть плохой, но пока ничего лучше нет».