Апрель
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24  
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  






Компании переносят конференции и семинары из Европы в Россию

Системный интегратор «Ай-теко» проводит для заказчиков по 15–20 крупных мероприятий в год, треть которых – выездные. Еще несколько лет назад компания вывозила клиентов за рубеж – на Кипр и в Норвегию. В Норвегии в 2011–2012 гг. кроме деловой программы была туристическая – экскурсии по фьордам и рыбалка. Наловить трески с первого раза смогли не все и поездку пришлось повторить на следующий год, рассказывает представитель «Ай-теко» Елена Петрова. В 2016 г. мероприятия и для сотрудников, и для клиентов проходили в основном в России и СНГ – в Красноярске, Старом Осколе, Сочи, Тбилиси и Нижнем Новгороде.

Еще три года назад 50% корпоративных мероприятий компании проводили за рубежом, теперь 90% – в России и СНГ, говорит Алексей Сергеечев, директор оператора корпоративного туризма Zelenski MICE. Причины – дороговизна зарубежных туров, негласный запрет выезжать за границу и соображения безопасности, отмечает гендиректор компании – туроператора по въездному туризму Intourist Thomas Cook Леонид Мармер. У транснациональных корпораций стал популярен Сочи: здесь устраивают юбилеи компаний, пресс-мероприятия, тимбилдинги, поощрительные туры, замечает гендиректор агентства Communicator Creative Events Егор Доброгорский. По его словам, если еще пару лет назад крупная российская компания для командообразующего тренинга выбирала Тоскану, то сейчас проводит мероприятие в Геленджике.

Экономия на географии

Софтверная компания «1C» раньше проводила семинары для заказчиков на курортах Турции или Доминиканы. Теперь она проводит их в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Сочи. Клиентам из госструктур и бизнеса удобнее участвовать в деловых мероприятиях в России, рассказывает Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ «1С».

Деньги есть

39% российских компаний тратят на корпоративный туризм от 1 млн до 5 млн руб. в год, по данным исследования Российской ассоциации бизнес-туризма за 2015 г. 29,5% респондентов выделяют на выезды более 10 млн руб., а 29,2% – до 1 млн руб. $12 млрд составил российский рынок делового туризма в 2015 г.

В 2014–2016 гг. на 38% вырос спрос на проведение корпоративных семинаров, конференций, тимбилдингов в странах СНГ и на 32% – в регионах России, говорит Ольга Петрова, директор департамента делового туризма туроператора BSI Group. А интерес к странам Европы, напротив, за два года снизился на 22%, уточняет она. При этом средняя продолжительность деловых поездок снизилась с 3–4 дней до 1–2, по данным BSI Group, и тоже из соображений экономии. Бюджеты на мероприятия в России могут быть минимум на 40% ниже, чем в европейских городах, поясняет Доброгорский. По его словам, компании, выбирающие Россию, экономят на трансфере и размещении. К примеру, трехдневное мероприятие в Париже при расселении в 4-звездочном отеле в невысокий сезон (в феврале) обойдется примерно в 1300–1400 евро на человека, а то же самое в Казани – в 300–400 евро на человека, оценивает Сергеечев.

В то время как бюджеты корпоративных мероприятий для рядовых сотрудников сокращаются, расходы на поездки топ-менеджеров, к примеру на поощрительные туры, остаются по-прежнему высокими – это может быть и 10 000, и 500 000 евро, верхней планки нет, говорит Ольга Петрова. По ее словам, первые лица компаний не стали ездить в Геленджик вместо Европы.

Всё включено

Организовать выезд в России труднее из-за плохого сервиса. Отечественные отели и сервисные фирмы не умеют обслуживать деловые мероприятия, единодушно говорят компании, которых опросили «Ведомости». К примеру, услуги техника включены в цену аренды зала для конференций в Турции, а в Казани за такого специалиста отель выставил счет на 10 000 руб. дополнительно, говорит Ольга Петрова из BSI Group. Или если организаторы заказали флипчарт – доску для презентаций, то после начала конференции они часто обнаруживают, что нет бумаги и фломастера, хотя пользоваться доской без них невозможно. Сотрудники отеля говорят: «Вы же не заказывали бумагу!» Или бывает трудно договориться об обеде с 15.00 до 16.00 специально для участников семинара, потому что в отеле обед заканчивается в три.

Как бы хорошо вы ни подготовились, все может разбиться о плохую организацию на местах, предупреждает Елена Петрова из «Ай-теко». Однажды группа топ-менеджеров «Ай-теко», среди которых был и президент компании, путешествовала на гору Ахун. В пути сломался микроавтобус, и водитель предложил группе директоров добраться до кафе на горе пешком. Пришлось топ-менеджерам по жаре взбираться по серпантину, а потом ловить попутки, рассказывает Петрова.

Надо всегда заранее выезжать на место, советует директор по маркетингу компании «Астерос» Константин Кутуков: познакомиться с подрядчиками, которых бывает около 20 (отель, гиды, транспортные и кейтеринговые фирмы, винодельни и фермы), и попытаться добиться от них слаженной работы. Кутуков вспоминает, что во время подготовки корпоративного семинара в Латвии он ездил туда несколько раз. В России чаще, чем за рубежом, туристические картинки лгут, замечает он. Например, на задворках отеля может оказаться свалка, номер для некурящих – пропитанным запахом табака, а персонал называет его некурящим только потому, что в нем нет пепельницы.

Лучше ближе

Все чаще бизнес-мероприятия для сотрудников проводятся в близлежащих областях – Калужской, Тверской, Тульской, по данным туроператора Upjet Travel Group. Популярным форматом летних выездов в этом году стали однодневные яхтенные регаты – их доля возросла с 12% в 2015 г. до 17% в 2016 г., корпоративные сплавы (11% против 7%). Также в списке популярных летних форматов появились мастер-классы на фермах.

При выборе места для бизнес-мероприятия главным критерием становится безопасность, говорит Елена Петрова из «Ай-теко». Это гораздо важнее всех мелких нестыковок и недочетов вроде не работающего в автобусе микрофона или хмурого гида, уточняет она. И приводит в пример историю, как компания выбирала место для июньской конференции на 50 человек между Арменией и Грузией. «Презентация армянской программы понравилась больше и стоила она дешевле, – говорит Елена Петрова. – Но когда уже были куплены билеты, произошло обострение карабахского конфликта, и мы решили воздержаться от поездки, чтобы не подвергать участников риску». «Ай-теко» пришлось переориентироваться на Грузию. Компания понесла потери из-за отказа от авиабилетов «Аэрофлота», а бюджет мероприятия заметно вырос, потому что не было времени искать выгодные предложения по отелю, конференц-пакету, культурной программе, делится Петрова.

Заменить дольче виту

На мероприятиях для заказчиков или партнеров экономить опасно. Иногда лучше вообще отказаться от поездки, чем испортить впечатление, рекомендует Сергеечев. Путешествия для клиентов устраиваются с целью стимулирования продаж и престиж места, качество отеля, еды играют решающую роль – экономить на этом нельзя, считает он.

Дилерская конференция в Геленджике не может заменить конференцию в Тоскане, соглашается управляющий директор BBCG Алексей Филатов. Цель компании, приглашающей клиентов на модный итальянский курорт, – подстегнуть интерес партнеров, удивив их и показав финансовую состоятельность. Искать альтернативу на Кавказе или в Крыму бессмысленно: даже если вы выберете самый дорогой отель, вы останетесь в России, уверяет он. Лучше сэкономить, сократив число приглашенных, и провести конференцию в Италии. В России хорошая отдача от экстремальных туров: восхождение на Эльбрус, сплав по горной реке, дайвинг на Байкале или охота на кабана, говорит Филатов. Такие мероприятия бывают эффективнее, чем в Италии, но стоят они даже дороже, отмечает он.