Октябрь
Пн   7 14 21 28
Вт 1 8 15 22 29
Ср 2 9 16 23 30
Чт 3 10 17 24 31
Пт 4 11 18 25  
Сб 5 12 19 26  
Вс 6 13 20 27  






Структура группы «Сумма» лишилась контракта на реконструкцию аэродрома в Калининграде

Аэропорт [«Храброво»] находится в ужасном состоянии. Основная проблема – это взлетно-посадочная полоса и перрон. Росавиация и Министерство транспорта докладывают, что пока их переговоры с подрядной организацией [«Стройновацией»] не приносят результатов <...> Если в течение двух недель не будет выведена техника и достаточное количество людей, то будем расторгать контракт и назначать нового подрядчика», – пригрозил во время июльского визита в Калининград первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Похоже, договориться не удалось. Московский арбитражный суд зарегистрировал иск ООО «Стройновация» (входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова) к Росавиации. В конце августа Росавиация уведомила компанию, что расторгает с ней в одностороннем порядке госконтракт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Храброво», знает топ-менеджер аэропорта. Представитель Росавиации подтвердил расторжение контракта. «Стройновация» обжалует расторжение контракта, знает человек, близкий к одной из сторон. Представитель «Стройновации» от комментариев отказался.

Бюджет важнее

В 2011 г. «Стройновация» выиграла конкурс Росжелдора на строительство за 44,3 млрд руб. 147 км ж/д-ветки Кызыл – Курагино (нужна для разработки Элегестского угольного месторождения). Позже Росжелдор отказался от строительства, «Стройновация» потребовала в суде возместить ее затраты на проектирование в 5 млрд руб., но в 2015 г. отозвала иск с формулировкой «чтобы не увеличивать нагрузку на бюджет».

«Храброво» – один из аэропортов, который реконструируется к чемпионату мира по футболу 2018 г. Контракт со «Стройновацией» на реконструкцию аэродрома стоимостью 3,2 млрд руб. был заключен в сентябре 2014 г., срок завершения работ – ноябрь-декабрь 2016 г. В ходе реконструкции взлетно-посадочная полоса будет удлинена с 2,5 до 3,35 км, добавится рулежная дорожка – это позволит принимать такие суда, как Boeing 767 и Boeing 777, напоминает топ-менеджер «Храброво».

Но «Стройновация» отстает от графика на девять месяцев, не отчиталась о расходовании 700 млн руб. аванса, сообщала в конце августа пресс-служба Росавиации. В августе представитель «Стройновации» говорил, что отставание от сроков составляет полгода и объект будет сдан в июне-июле 2017 г. Отставание он объяснял тем, что после девальвации рубля в конце 2014 г. сильно подорожали импортируемые из Швеции и Норвегии инертные материалы, что вызвало задержки поставок, а также тем, что большая часть работ по усилению и удлинению взлетно-посадочной полосы, обочин и примыкающей к ним территории выполняется в режиме технологических окон, без остановки аэропорта. «Цены по этим контрактам обычно ниже рынка, компании стараются обосновать рост трат, договориться с заказчиком. Здесь, видимо, Росавиация заняла жесткую позицию», – говорит топ-менеджер строительной компании.

По условиям госконтрактов почти в 100% случаев заказчик имеет право расторгнуть контракт в досудебном порядке, направив письменное мотивированное уведомление, напоминает партнер бюро А2 Михаил Кюрджев. «Это классический спор между заказчиком и подрядчиком, как правило, мотивированные аргументы последнего таковы: заказчик вовремя не исполнил перед ним свои обязательства – не передал участок, не подвел коммуникации, не согласовал работы», – комментирует партнер BGP Litigation Александр Ванеев. Аргумент о девальвации рубля, по его мнению, не позволит обжаловать расторжение: «С 2008 г. и особенно с 2014 г. по таким делам выработалась большая практика – исполнители контрактов часто ссылаются на экономический кризис и девальвацию, но суды не принимают эти доводы, указывая, что это риски предпринимательской деятельности». После ликвидации Высшего арбитражного суда решения по спорам между представителями бизнеса и госструктур носят в большинстве случаев «пробюджетный характер», согласен управляющий партнер Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов.

«Стройновация»

Строительно-подрядная компания
Владелец – кипрская Berchin LLC (100%; входит в группу «Сумма»).
Выручка (РСБУ, 2015 г.) – 12,4 млрд руб.
Чистая прибыль – 324 млн руб.
В 2014 г. компания выиграла госконтрактов на 44 млрд руб. – в основном дорожно-строительных. В 2015–2016 гг. не получила ни одного крупного контракта.

В начале июля стало известно, что «Храброво» меняет собственника: 100% в нем и 60% аэропорта «Минвод» у группы «Аэроинвест» Арсена Канокова покупает холдинг «Новапорт» Романа Троценко. Сумма сделки составила 11 млрд руб., рассказывал гендиректор «Аэроинвеста» Егор Соломатин. «Аэроинвест», купивший «Храброво» в 2012 г. у банка «Санкт-Петербург», обещал завершить реконструкцию аэровокзального комплекса в 2014 г., но впоследствии сроки не раз сдвигались. Троценко на совещании в «Храброво» пообещал Шувалову сдать обновленный аэропорт в IV квартале 2017 г.

Топ-менеджер «Храброво» в понедельник сказал «Ведомостям», что, скорее всего, для выбора нового подрядчика будет проведен новый конкурс. В начале августа федеральный чиновник говорил, что при смене подрядчика работы могут еще больше затянуться. «Речь не идет о некомпетентности «Стройновации». «У отставания есть объективные причины, например сложная схема организации работ. И новому подрядчику придется столкнуться с ними. С учетом подготовки к чемпионату подрядчика найдут быстро, но я ему не завидую», – говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Осенью прошлого года в аналогичной ситуации для достройки второй взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево» правительство постановлением назначило нового генподрядчика – «Трансстроймеханизацию».